Картина французского живописца Антуана Ватто “Радости бала”. Размер картины 53 x 66 см, холст, масло. Бал – в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.
Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.
Начало устройства балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашенное высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI столетиях большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и еще более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение.
Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определенный церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в новейшее время несколько упрощен.
С 1715 года в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра, и вместе с тем дана возможность лицам среднего сословия, за известную плату, принимать участие в этих, посвященных исключительно танцам, увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий. Как и во всех областях роскоши и моды, Париж с XVIII столетия по XX век всегда задавал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов.