Период творчества Куинджи, который иногда называли “тихим”, пришелся на 1880-е гг., и характеризовался впечатляющими находками художника, на высочайшем уровне овладевшего эффектными декоративными приемами. Наиболее ярко это проявилось в зимних пейзажах, а вершиной достижений стало полотно “Пятна лунного света в лесу. Зима”.
Пытаясь глубже проникнуть в тайны света, кажется, что Куинджи ищет “крайнюю черту”, своего рода максимальное свечение луны, которого он сможет достичь в своих работах. Наряду с увеличением светового “накала”, художник не забывает и о романтичной идиоме, задействовав для этого легкий силуэт, а также значительно усложнив контур.
Зимний лес Куинджи притягателен, он завораживает, он один в один похож на сказку, знакомую с детства, но слегка подзабытую. Вместе с тем, здесь присутствует свет не только “родной” луны; помимо нее, волшебство пейзажа усилено сиянием, исходящим из загадочного космического источника. Огонь этих двух миров, органично дополняющих, и усиливающих друг друга, стал свидетельством покорения художником новой творческой вершины.