Либретто А. П. Бородина, написано на материале русской эпической поэмы XII века “Слово о полку Игореве” В реализацию планов Дягилева по широкой пропаганде русского искусства за рубежом были вовлечены лучшие силы отечественной культуры. С 1908 года ведущее место в этой деятельности было отдано театру.
В начале ХХ века русская театрально-декорационная живопись переживала расцвет. Оформление сцены сделалось равноправным компонентом постановок. Художник стал значительным лицом в театре, его имя на афишах занимало видное место. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. “Вот это краски! Вот это декорации!
Я только что вернулся из России, и у них везде так!” – говорил на одном из спектаклей художник Морис Дени.
Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из “Князя Игоря” Бородина и “Псковитянка” Римского-Корсакова. В 1908-1909 годах написаны также эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.
Но полностью опера “Князь Игорь” в декорациях Рериха была поставлена только в 1914 году в Лондоне. По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера. Премьера состоялась 8 мая 1914 года. О триумфе “Князя Игоря” сообщали Рериху в Петербург.
Художник Аллегри писал: “Дорогой Николай Константинович. Вчера вечером шел “Игорь” при полном зале; успех был большой, англичане от восторга рычали. Жаль, что нельзя всему придать окончательный лоск, но, принимая во внимание время, в которое это было поставлено и сделано, можно смело сказать, что это выдающаяся постановка”.
В эскизе декораций “Путивль”, как и в его первом варианте 1908 года, центральное место в композиции занимает великолепный белокаменный собор.
Найденная Рерихом точка зрения снизу и сбоку сделала еще более монументальным этот образ древнерусского зодчества. Однако в отличие от собора из одноименного эскиза 1908 года вместо суровой лепки гладких каменных стен художник изобразил здесь кружево узора портальной и абсидной сторон памятника.
В нем угадываются черты Дмитриевского собора Владимира. Как и в эскизе 1908 года храм стоит на зеленом холме, точно инкрустированном камнями-валунами, но окружают его не мощные крепостные стены, а городской пейзаж Путивля, решение которого напоминает архитектурные фоны древнерусских икон. На переднем плане соберется дружина и рать Игоря, чтобы выступить в поход.