Долгое время эта картина называлась “Пряхи” или “Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде ” Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Но вспомним легенду: у Афины-Палады, богини, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, возник спор с молодой девушкой Арахной.
Славилась Арахна своим искусством ткать. “Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.” “И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: – Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством.
Не вызывай богиню на состязание.
Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.” Арахна проиграла состязание и Афина превратила ее в паука-Арахну. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия “Метаморфозы”, которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева – Арахна; у прялки – Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины, способом “одновременных эпизодов,” показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобeленом, вытканным на тему “Похищение Европы” По картине Тициана. Рядом – Афина, в шлеме и броне.
Три женщины, справа, могут символизировать Богинь Судьбы.