Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Захария. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Захария, древнееврейский священник, пророк, отец Иоанна Крестителя. Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
О времени и месте рождения пророка Захарии, за неимением точных указаний в книгах священного Писания, приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными предположениями. Исследователи сходятся во мнении, что родился пророк Захария в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим. Подобно Иеремии и Иезекиилю, пророк Захария принадлежал к священническому роду.
Святой Кирилл Александрийский прямо называет Захарию “происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина”.
В книгах Священного Писания нет точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, можно с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности. Первое записанное пророчество Захарии относится ко второму году Дария Гистаспа.
Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, в Писании не имеется совершенно никаких указаний. Целью и смыслом написания книги Захарии является намерение ветхозаветного пророка ободрить строителей храма и весь еврейский народ в трудную для него пору восстановления общины после плена; вместе с тем, пророк Захария старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена сынов преступного народа и о непосредственной близости мессианских времен.
Для достижения этих целей, пророк Захария изображает будущее Царство Мессии и вообще славную судьбу народа Божия, как имеющие осуществиться после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого избранного народа; действия Промысла, ведущие избранный народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Божиих для наказания сынов народа Божия, как и во времена минувшие. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария.