Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Даниил, в Библии праведник и пророк-мудрец, жизнь и видения которого описаны в “Книге пророка Даниила”.
В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора и дают ему новое имя – Валтасар. Вместе с тремя другими юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье.
В эпизодах “Книги пророка Даниила” юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила “главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими”. В другом случае царское сновидение Даниил истолковывает как предзнаменование грядущего сумасшедствия царя.
В главе 3 описывается эпизод с тремя отроками в печи, в котором не участвует сам Даниил, но этот рассказ в измененном виде излагается в главе 6, где Даниила по приказанию Дария бросают в ров со львами.
Увидев пророка невредимым, царь освобождает его. Во время пира у Валтасара Даниил, единственный из мудрецов, прочитывает и толкует таинственную надпись. В греческих переводах “Книги пророка Даниила” существует еще ряд апокрифических эпизодов: он разоблачает языческих жрецов, губит дракона, которому поклоняются вавилоняне и др.
Среди этих эпизодов в европейском изобразительном искусстве особенно был популярен сюжет о Сусанне, ложно обвиненной старейшинами в измене мужу.
Здесъ Даниил выступает как ветхозаветный судья, разоблачающий клеветников. Главы 7-12 составляют апокалиптические видения, в которых предрекается пришествие мессии, впервые в Библии определенно высказывается идея Страшного Суда, воскресения праведников из мертвых. Эти видения – самые ранние из известных нам иудейских произведений в жанре апокалиптики.
Даниил как древний праведник и мудрец упоминается в “Книге Иезекииля” наряду с Ноем и Иовом. По ортодоксальной традиции, считается, что автором книги был сам Даниил, живший при дворе Навуходоносора II и Дария I.
Исследователи тюбингенской школы считают, что знание автором исторических реалий относится ко времени гонений на иудеев Антиоха IV Эпифана, однако автору неизвестно о смерти царя, и это приводит к выводу, что книга создана во 2 веке до н. э., при том, что образ Даниила гораздо древнее. Современные исследователи насчитывают до пяти редакторов-составителей “Книги пророка Даниила”. По новому на образ Даниила позволили взглянуть находки в Рас-Шамре фрагментов угаритской поэмы середины 2-го тысячелетия до н. э., отец героя которой, Акхата, носит имя Даннииилу, т. е. имя библейского пророка восходит к доиудаистическим временам.
Неоднократно излагаются предания о Данииле и в кумранских рукописях. Практически все эпизоды книги Даниила были чрезвычайно популярны в европейском искусстве, а часть их у всех народов стали поговорками. Образ Даниила во львином рву стал символом грядущего воскресения мертвых, провозвестником воскресения Христова.