Сюжет картины “Притча о слепых” или “Слепые” связан с евангельской притчей о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. “Может ли слепой водить слепого?”, говорится в Евангелии от Матфея. “Оставьте их! Они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму”. Несколько веков эта притча служила назидательным примерном неразумного поведения людей, находящихся под властью духовного ослепления.
Христианские мотивы у Брейгеля причудливо переплетаются с реалистической символикой. Шестеро несчастных бредут по неровной, словно вздыбившейся земле, держать друг за друга, но вот происходит беда – слепой поводырь не смог нащупать своим посохом того места, где кончается пригорок. Вместе со своим скарбом он падает в реку и тянет за собой идущих сзади.
Брейгель-старший последовательно, как при замедленной съемке, изобразил все фазы падения, которое по цепочке передается от первого слепца к тем, кто идет следом и неминуемо окажется в реке.
Любопытно, что художник показал различные болезни слепоты с такой точностью, что современные окулисты смогли поставить диагнозы персонажам картины. Так, третий слепец страдает от лейкомы роговицы, а у второго выбиты глаза. Брейгель использовал необычную технику живописи под названием “квацо”, вероятно он заимствовал ее у своей тещи – художницы-миниатюристки Макин Верхольц. Сильное разбавление темпера при нанесении на холст имитирует дорогие изображения на коврах. Безжалостное любопытство художника к уродливым искалеченным людям было в духе того времени.
Уродство считалось комичным и неизменно смешило публику. У самого живописца нет ни капли жалости к своим персонажам. Через физическое уродство Брейгель передает духовную слепоту людей-марионеток, который движутся на встречу неведомой, но неизбежной и страшной гибели.
Питеру Брейгелю и его современникам досталась нелегкая судьба. Религиозная нетерпимость, виселицы и костры инквизиции были обычным явлением. В 1567 году, за год до написания картины “Притча о слепых”, испанские завоеватели установили в Нидерландах жесточайший террор. Было казнено более 8 тысяч человек.
Но в ответ на героическое сопротивление народа высшее общество, подобно незрячему поводырю, предпочло примкнуть к завоевателям. Некоторые исследователи предполагают, что именно разочарование в жизни и в людях подвигло Питера на создание картины “Слепые”.
Уродство и злоба персонажей соседствуют с величественной красотой природы. Художник изобразил тихий и безлюдный пейзаж. холмистая равнина, островерхие деревенские домики и маленький уютный храм. Эта небольшая сельская церквушка и поныне стоит в окрестностях Брюсселя. Спокойствие и свежесть Брейгелевского пейзажа говорят о вечности мира.
Прекрасно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться всем шестерым. На фоне тихой красоты мира фигуры слепцов кажутся еще более отталкивающими и страшными. Показывая контраст между безмятежным пейзажем и уродством глупых озлобленных людей, художник видит духовную красоту лишь в природе.
Мотив евангельской притчи о слепых Питер уже использовал в композиции своей картины “Фламандские пословицы” с философской аннотацией.
Во время общественных потрясений, царивших в Нидерландах в 16 веке, полотна моралиста Питера Брейгеля имели не меньший вес, чем гуманистические литературные произведения. Великий художник положил начало технике пейзажа, которая используется и в наши дни, а его картина “Притча о слепых”, написанная за год до смерти, предостерегает человечества от вступления на ложный путь – дорогу во мраке духовных сомнений.