Изображен император Александр III с семьей в окружении придворных и министров вскоре после коронации 5 мая 1883 в момент произнесения им речи перед волостными старшинами, представлявшими все губернии России. На втором плане за императором изображены: императрица Мария Федоровна и дети – цесаревич Николай, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Картина исполнена по заказу Министерства Императорского двора, который был получен И. Е. Репиным летом 1884 в период его работы над полотном “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”. Заказ был инициирован художником А. П. Боголюбовым. Основная работа проходила в летние месяцы 1885 на Сиверской, где на пленэре делались многочисленные этюды, и на царской даче “Александрия” в Петергофе, где художник писал этюды царских костюмов для картины, а также в С.-Петербурге.
В картуше на раме помещен текст из речи императора: “Я очень радъ еще разъ видътъ васъ; душевно благодарю за ваше сердечное участiе въ торжествахъ Нашихъ, къ кото-рымъ такъ горячо отнеслась вся Россiя. Когда вы разъедетесь по домамъ, передайте всъем Мое сердечное спасибо, слъдуйте совътамъ и руководству вашихъ предводителей дворянства и не върьте вздорнымъ и нелепымъ слухамъ и толкамъ о переделах земли, даровыхъ приръзкахъ и тому подобному.
Эти слухи распускаются Нашими врагами. Всякая собственность, точно также какъ и ваша, должна быть неприкосновенна. Дай Богъ вамъ счастья и здоровья”.
Помещение слов Александра III на раме вызвало негативную реакцию Репина, о чем он писал В. В. Стасову: “…Я этих подписей на рамах и у Верещагина не переношу, так сразу надоели. Слова, сказанные в этой речи, известны, и им суждено было сделать весьма реальный поворот во всей русской жизни, который мы не можем отрицать. Слова эти вполне консервативны…”. Рама, изготовленная по специальному заказу, увенчана гербом Российской империи и украшена гербами российских губерний.
Ее символика связана с парадными залами Большого Кремлевского дворца, для которого предназначалась картина.
Изготовлена рама в С.-Петербурге под наблюдением Е. И. В. Конторы. Художник был не вполне доволен ею. “Рама что-то не того, – писал он Стасову,- надо было самому шаблоны нарисовать. Ну теперь не переделаешь”.
Завершив работу над картиной, Репин поместил ее на выставку “14-я ТПХВ 1886”, открывавшуюся в С.-Петербурге 2 марта, хотя в каталог она не вошла. Уже 9 марта в “Еженедельном обозрении”, № 115, стб. 319 , появился первый отклик на эту работу. В июне художник перевез картину в Петергофский дворец для осмотра и приема ее царской семьей.
Репин с раздражением писал Стасову о том, что “до 25 июня картина простоит там, а потом ее куда-нибудь уберут к Макару”. Картина была экспонирована на выставке “15-я ТПХВ 1887” в Москве, после чего заняла свое место в Большом Кремлевском дворце.