“Прекрасная Изольда” бала написана за год. Это единственная картина Уильяма Морриса, имеющая столь скромный размер.
Для принцессы Изольды позировала Джейн Берден, сверхъестественным способом предвосхитившая в этом образе свою будущую роль роковой красавицы. Задний план, преимущественно, был написан в комнате Морриса на Ред-Лайон-сквер, где, по словам Филиппа Уэбба, кровать стояла неприбранной месяцами. Картина, в основе которой – эпизод легенды о Тристами и Изольде в пересказе Мэлори, изображает главную героиню, заточенную в комнате и оплакивающую отсутствие возлюбленного, которого удалили от двора короля Марка.
В то время как яркие цвета, узоры и теснота заставляют вспомнить акварели Россетти, в “Прекрасной Изольде” больше тяготения к свободному пространству. Пусть даже Моррис не был таким искусным художником как Россетти и Миллес, он с большим вниманием относился к фактуре предметов и той роли, которую они играли.
Аккуратные складки камчатой ткани на алтаре тщательно выписаны и оттеняют столь же старательно переданные беспорядочные складки простыней. Те, в свою очередь, контрастируют с тяжелой тканью турецкого ковра, вышитым персидским покрывалом и синим строченым гобеленом на заднем плане, который напоминает собственные эксперименты Морриса с узорами для портьер.
Как и покинутая Мариана, Изольда печально стоит у стола, на котором лежат исполненные символического смысла предметы. Пояс, который она застегивает на талии, означает вынужденное целомудрие; также и собака Тристама, которая лежит, свернувшись, на его постели, среди теплых смятых простыней. На зеркале, в которое смотрит Изольда, написано “DOLOURS” ; в венке королевы – веточки розмарина, символ памяти, и вьюнок, символ крепких уз и привязанности.