Удивительная работа, неизменно рождающая противоречие между названием и содержимым. Но таков взгляд гениального художника, который стремился передать зрителю свои эстетические представления через свои картины.
Портрет “Прекрасная Анжела” был написан Гогеном в 1889 году и ощутил на себе явное влияние традиций японской живописи, а именно гравюры. Хотя на первый взгляд найти параллели между гравюрой и портретом бретонки непросто.
Как на гравюре, героиня расположена на переднем плане, при этом она максимально приближена к зрителю. Крестьянская девушка, изображенная по пояс, и фон отделен друг от друга рамкой – подобная композиционное решение совсем не соответствует традициям академической живописи. Скорее это явное заимствование у традиционных японских эстампов – демонстрация двойного пространства.
Нестандартным является и изображение самой героини – румяное лицо с большим носом, прищур маленьких глаз, крючковатые руки. У героини есть реальный прототип – это жена предпринимателя, будущего мэра, мадам Сартр. Сохранились воспоминания очевидцев, которые утверждают, что когда Гоген преподнес в дар портрет, мать мадам Сартр воскликнула: “Какой ужас!”, а сама портретируемая решительно отвергла подарок.
Но несмотря на такую реакцию, Гоген был очень доволен полотном.
Живописец не ставил своей целью достигнуть портретного сходства, напротив, он специально “облачил” героиню в традиционный бретонский костюм с вышивкой, исказил черты лица, превратив героиню в некого идола, расхожего прототипа крестьянской женщины. То, что Гоген видел неповторимую, даже дикую, первобытную красоту в простом крестьянском лице подтверждает название картины.
Искусствоведы сегодня усматривают в “Прекрасной Анжеле” черты примитивизма. Диковинная фигурка в перуанском стиле, и большие заглавные буквы на полотне можно рассматривать как едва уловимые намеки на зарождающийся примитивизм.