Картина была задумана Николаем Константиновичем Рерихом во Франкфурте в 1911 году: “Сегодня после обеда поработал. Сделаю еще маленькую вещь “Город пречистый”. Белый город со святыми внутри окружен пламенем и демоны кидают камни в него.
Красное с бело-серым и коричневым”.
Картины Николая Рериха 1912-1913 годов отражают мрачные предчувствия самого художника и тревожное состояние русского общества накануне первой мировой войны и революции. Идеи Апокалипсиса были распространены в русской литературе начала века.
Подобно своим современникам, Николай Константинович Рерих предвидел общественные потрясения. Уже в предвоенные годы художник говорил о войне языком аллегорий: огненный ангел принес меч для охраны скрытого в тумане замка, у стен которого спят стражи, черти и демоны окружили светлый, прекрасный белокаменный город и угрожают ему, среди голых, пустынных скал, вздымающихся к небу, как молчаливые великаны, кричит огромный зловещий змий. “Рерих чувствует грозные времена – “Ангел последний” – апокалиптическое видение, грядущее на алых и золотых облаках среди небесных огней среди небесных огней, и среди пожаров на земле.
Эта картина, несомненно, пророческая, как некоторые стихи Блока и Белого”, – писал Всеволод Иванов. Сам художник дает нам намек о сюжете картины в своих более поздних записях: “…помните древнюю легенду, что ради одного праведника целый город был спасен. Помните мою картину: “Град пречистый – врагам озлобление”…