“Праздник Венеры ” составляет вместе с “Вакханалией ” музея Прадо и картиной “Вакх и Ариадна” лондонской Национальной галереи единый цикл, посвященный Вакху и Венере, написанный Тицианом в 1518-1523 годах для феррарского герцога Альфонсо д’Эсте.
Три картины Тициана и законченный Тицианом “Праздник богов” Джованни Беллини, видимо, объединены программой, составленной феррарскими гуманистами. В осуществлении этой программы первоначально должны были принять участие феррарский живописец Доссо Досси, флорентиец фра Бартоломео и Рафаэль, с которым велись переговоры о написании картины “Триумф Вакха”.
В 1517 года Рафаэль даже получил авансом 50 дукатов, но соглашение не состоялось. Около 1518 года заказ был передан Тициану. “Праздник Венеры” является первой картиной цикла. Ее сюжет, включающий два эпизода – сбор фруктов и поклонение Венере, – почерпнут у Филострата.
Картина находилась в Ферраре до 1598 года, когда после присоединения Феррары к папским владениям она вместе с другими картинами феррарской коллекции была перевезена в Рим и стала собственностью кардинала Альдобрандини. До 1639 года находилась в Риме в палаццо Людовизи, затем была подарена испанскому королю Филиппу IV