Беноццо Гоццоли, флорентийский художник эпохи Возрождения, известен своими прекрасными монументальными фресками. Сохранившийся до наших дней цикл “Шествие волхвов”, исполненный живописцем для палаццо Семьи Медичи, поражает и удивляет зрителей своей красочностью и богатством деталей.
“Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя” – довольно редкое для мастера камерное, небольшого формата произведение, иллюстрирующее один из текстов Нового Завета. Иоанн Креститель, пророк и предвестник прихода Христа, заклеймил царицу Иродиаду как распутницу и убийцу.
На праздновании дня рождения царя Ирода Саломея – дочь Иродиады – пленила прекрасным танцем властителя, и он согласился исполнить любое ее желание. В награду за свое искусство Саломея потребовала убить Иоанна и доставить его голову на серебряном блюде. Правитель Иудеи был потрясен желанием падчерицы, но выполнил обещание, приказав казнить пророка.
Гоццоли переносит место действия трагедии в интерьеры второй половины XV века, а также облачает персонажей в богатые одежды современного ему покроя.
Художник располагает композицию таким образом, что основные моменты истории разворачиваются перед зрителем на одной картине. Танцу героини отведено центральное место, в левом углу полотна – продолжение сюжета: происходит казнь, на заднем плане – последний элемент повествования: Саломея преподносит голову Иоанна в дар своей матери.
Интересна поза танцующей царевны. Несмотря на изящно и грациозно отведенную ногу, во всей ее фигуре, летящих, скульптурных складках платья, жесте руки и гордом профиле головы ощущаются напор и сила, представляющие угрозу недругам.