По окончании Академии художеств Поленов видел себя историческим живописцем и поначалу много работал в этом направлении. В Париже он написал две известные картины – “Право господина” и “Арест гугенотки”, 1875 .
Первую из них, темой для которой стало пресловутое “право первой ночи”, художник даже выставил в парижском Салоне; она была одобрена И. Крамским и П. Чистяковым. Вторую работу он создал по заказу цесаревича Александра – темой для нее послужила судьба второй жены лидера гугенотов адмирала де Колиньи, графини д’Этремон.
В этих произведениях Поленова явно ощущается влияние французской салонной живописи и П. Делароша, внешне правдоподобные исторические полотна которого отличались сентиментальными трактовками. Уже увлекшись пейзажем во время своей поездки в Нормандию, Поленов – словно по инерции – продолжал работу над новыми историческими картинами. Среди них: “Восстание Нидерландов”, “Александрийская школа неоплатоников” и др.
Ни одна из них не была завершена.