Икусство прославленного испанского художника, крупнейшего представителя маньеризма Эль Греко долго пребывало в забвении и лишь в начале XX в. было вновь открыто. Художник в начале творческого пути работал в Кандии, в 1567-1570 жил в Венеции, а в 1570-1572 – в Риме.
В Италии на Эль Греко более всего повлияли произведения венецианцев, особенно Тициана и Тинторетто, а также работы школы Бассано. В 1577 Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо – центре испанской аристократии и интеллектуальной элиты, которая оказалась близка по духу художнику. Здесь окончательно сформировалось творчество Эль Греко, проникнутое учениями испанских мистиков, обладающее неповторимыми стилевыми особенностями.
Стилистические особенности ярко проявились и в самой знаменитой картине – “Похороны графа Оргаса”. Она написана на сюжет легенды, согласно которой во время похорон графа явились св. Стефан и Августин, произнесли молитвы и положили тело усопшего в могилу.
Среди изображенных – те, кто способствовал признанию чуда. Слева изображен мальчик, на платке которого дата – 1578. Это Хорхе Мануэль – сын художника, родившийся в указанном году от внебрачного союза с Иеронимой де Куэвас. Другие известные произведения: “Апостолы Петр и Павел”.
1614. Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Вид Толедо”. 1610-4614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк; “Лаокоон”.
1610-1614.