Полотно “Потеря невинности” постимпрессиониста Поля Гогена написано художником во время обретения новой “родины” в Океании, – острова своей давней мечты, – Таити. Нельзя сказать, что полотно полностью олицетворяет душевное состояние сорокатрехлетнего автора. Просмотр вызывает противоречивые чувства.
С одной стороны – это неоспоримый шедевр с точки зрения значимости творчества Гогена в мировой культуре, с другой – наивное повествование, ироничное, смешное в смысле карикатурной интерпретации умозаключений обывателя.
Разберем картину на составляющие. Для начала о технике письма. Это – импрессионизм, но перевернутый Полем и преобразованный по наитию собственного мнения о том, как должен выглядеть импрессионизм по-гогеновски.
Художник разработал, а вернее, приобрел личную технику исполнения многоцветных картин. Эта работа демонстрирует отсутствие разрозненных штрихов и обильного многоцветия. Каждая деталь, будь то холм, поле, гладь неба, женщина, – обобщены в довольно-таки большие цветовые пятна чистого цвета.
Гоген, как обычно, работает с контрастом. Как и требует того импрессионизм, художник прописал теневые нюансы примесью фиолетового, избегая черного пигмента. Но, в отличие от классической живописи, “Потеря невинности” имеет ряд деталей с четкой обрисовкой силуэта, например собаки, что лежит на плече девушки, границы холмов на фоне неба и т. д. Такой абрис не противоречит техники импрессии.
Цветовое решение картины, не смотря на обилие красных оттенков, приближено к холодной температуре.
Отсутствие бликов и полутонов наделило “Невинность” плоскостным характером. В работе присутствует невероятная наивность, как в отображении, так и в самом сюжете. Переключимся теперь к непосредственному разбору повествования. По древней традиции Океании лишение невинности представляло собой ритуальный обряд.
Лучшие друзья жениха обязывали себя принять участие в таинстве “первой ночи” до свадьбы, прямо перед самым началом церемонии. Иными словами, жених был вторым после группы парней, именуемых друзьями.
Для совершения этого действа избранницу жениха увозили далеко от деревни, а после возвращали суженому. Судя по работе Гогена, несчастную простушку забыли там же, где произошел обряд посвящения в будущие жены. Вон она, та толпа друзей на дальнем плане уходит от оставленной без чувств барышни.
Верный пес охраняет обморок своей хозяйки, а хрупкий цветок в пальцах “жертвы” намекает о потерянном вчерашнем детстве.
Сюжет, не смотря на старания автора и сцену, имеющую право на жизнь по “диким” традициям на взгляд современника, получился смешным подобием иллюстрации из “Крокодила”. Собственно, и сама палитра намекает на игривое настроение автора.