На данном полотне Суриков изобразил не индивидуальный случай, подобный борьбе боярыни Морозовой, когда русская женщина решила восстать против господствующих представлений и пыталась порвать с установленными для нее правилами жизни.
Здесь отображено распространенное в Древней Руси явление, когда женщина покорно и безропотно подчинялась господствующим в обществе правилам, не отдавая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Такой жертвой добровольного подчинения аскетическому монашескому идеалу предстает царевна в картине Сурикова. Главная роль в композиции отведена именно ей.
Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Лицо царевны озарено искренней верой, внутренней чистотой и какой-то светлой, детской мечтательностью. Вместе с тем ей присуще все обаяние юности.
Матовая нежная кожа, теплый золотисто-розовый румянец, русые волосы, красивый ровный лоб, круглый подбородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, – перед нами реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не помешала бы радоваться красивым платьям и развлекаться в тереме со своими мамками и нянюшками.