Эль Греко сумел насытить искусство портрета огромным духовным богатством. Некоторые произведения мастера выходят за рамки его портретного стиля, утрачивают состояние психологической замкнутости, вступают в контакт с окружающей средой. К такому типу можно отнести “Портрет живописца” из севильского Музея изящных искусств, который принято считать портретом Хорхе Мануэля.
Возможно, что здесь запечатлен какой-либо другой испанский мастер. Эль Греко не ставил своей целью передать в нем то состояние самоуглубления или особую духовную значительность, отличающие его другие портретные работы.
Он создает своего рода парадное светское изображение молодого живописца с типичными именно для него атрибутами профессии – длинной кистью, которую он держит изящными пальцами, очень маленькой и узкой палитрой, где положены краски – черная, белая, красная и охра.
Выражение привлекательного лица отличается несвойственной портретам Эль Греко оживленностью, жесты – активностью, постановка фигуры откровенно позирующая. Характеру портрета соответствует виртуозное живописное решение, построенное на эффектном сочетании серебристо-серого, черного и белого.