Полотно “Портрет женщины” написано рукой постимпрессиониста Винсента Ван Гога в период его раннего творчества, хотя самому автору на тот момент уже исполнилось 33 года. Не смотря на значительный жизненный опыт и пытливый острый взгляд на предметы и людей, как художника, работы того отрезка обладали недосказанностью.
Представленная картина четко указывает на странный подход к изображению и композиции, на недостаток художественного образования и чувство цвета Винсента. Темная палитра “Женщины” кажется хаосом цветовых пятен. Слишком темный колорит и постановка модели погрузили работу в мрак, который присутствовал в произведения автора вплоть до, так называемого, парижского периода его биографии.
Авторская неопытность и узнаваемый живописный штрих не сделали “Портрет” скучным. Благодаря определенной технике отрывистого письма и многообразию цветов, которые можно разглядеть лишь с близкого расстояния, полотно складывается в целое из мелких мозаик. Подача пигмента у Ван Гога жирная, обильная и чересчур смелая.
Однако, работа кричит реализмом.
Постимпрессионистское настроение лишь слегка затронуло холст и проявилось в многоцветии красок. Изображение женщины истолковано Винсентом угловато, где-то грубо и надуманно. Ее облик сродни острому мужскому анфасу. Кажется, что автор просто играет с маслом, бросая непослушную тягучую массу мастихином, как строитель, выстраивая стену из охры, кадмия и краплака. При этом портрет выдает неповторимую, но узнаваемую, технику Ван Гога.
Как и многие работы, вплоть до 1887 года, портрет неизвестной отличается обобщенными чертами без мелкой прорисовки и лишен плавности линий.
Вдобавок к возрасту дамы, которой далеко за сорок, штрихи и темная палитра “придают” ей лишних лет десять. Быть может, оригиналу не понравилась состаренная копия, но закрадывается мысль, что автор писал по памяти или полагаясь на собственное воображение. Ведь в момент создания портрета дрентенский пастор запретил крестьянам позировать художнику.
Написание “Портрета женщины” выпало на точку перелома биографии и творческих поисков Винсента. Работа, как последний вздох старой манеры и мрачных красок, закрыла этап метаний, одиночества, развода и непонимания его композиций, открывая дорогу светлой живописи и творческому всплеску нидерландца Гога.