Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна “Портрет Яна Сикса”. Размер портрета 112 x 102 см, холст, масло. “Так я, Ян Сикс, выглядел. Я, который с самого детства почитал муз…” – написано в семейном альбоме изображенного.
Ян Сикс, на 12 лет моложе Рембрандта, фабрикант, собиратель произведений искусства и поэт, в старости – бургомистр Амстердама, был с начала 40-х годов другом художника, хотя и не продолжительно. “Сикс одолжил Рембрандту сумму денег и не получил ее назад. Он передал вексель кому-то другому. В последующие годы вкус его все больше склонялся к классике… Став домашним человеком, Сикс приспособился к тогдашней моде, чем объясняется выбор художников, портретировавших его жену, Боля и Флинка.
Но, независимо от всех вопросов вкуса, кажется, что он стыдился финансовых затруднений Рембрандта.
Денежный долг задевал его. Объяснялось ли это ограниченным окладом ума целомудренного бюргерства или осторожностью, с которой стремящийся сделать карьеру политик выбирал себе друзей?” – эти предположения, как и другие в биографии Рембрандта остаются недоказанными.
“Своей богатой, поражающей разнообразием нюансов красочностью этот портрет представляет исключение. Пламенеюще-красный плащ, серый камзол, песочно-желтые перчатки вплоть до пышных рыжих волос – все представляет собой скользящую игру красок, с блеском золота бортовки и пуговиц, завершающуюся успокаивающим тоном темной шляпы, которая как бы переносит красочную живость к спокойному заднему фону.
Внимательная осторожность художника, а затем – внезапный бросок, основополагающая композиция, а затем – легчайшая инструментовка – они создают радостное чудо живописи” . Величайшим чудом в этом портрете художника Рембрандта ван Рейна является живописная глубина, проникновенность и вскрытие духовного содержания – эта нерешительность в момент выхода, этот отрешенный взгляд, эта саркастическая меланхолия, пронизывающая и познающая, это трагическое просветление – они выражают глубины, заключенные не только в личности изображенного.
Выражая строгую самоуверенность патрициата, классовую гордость, они ставят вопрос перед будущим и одновременно дают на него ответ. Этот портрет – смотрящее вперед, мощное и современное открытие общественно-человеческой правды в представлении современника.