“Главное в живописи – живопись, – ибо только тогда идея, мысль может воздействовать на зрителя… Такова природа искусства”. Эти слова часто повторял Петр Петрович Кончаловский, живописец от природы, страстно увлеченный красочной стихией мира.
Кончаловский работал во всех без исключения жанрах, не отдавая предпочтения ни одному.
Однако с начала 1930-х годов усилился интерес художника к портрету. Именно в тот период ему привелось написать немало портретов испанцев, оставивших свою страну из-за установившегося там фашистского режима. Среди них была девушка Хулита Перекаччо, для которой Россия, где она “получила прекрасное образование”, стала второй родиной. Знакомство Кончаловского с самой Испанией, оставившей в его душе незабываемые впечатления, состоялось в 1910 году.
Эта страна дала художнику многое: “обострила зрение и укрепила руку”, он запомнил ее яркие краски, а особенно типы “диких, красивых и гордых людей”.
Приступая к работе над новым портретом, Кончаловский каждый раз искал те живописные средства и приемы, которые усиливали образ, но никогда не пренебрегал передачей сходства, своеобразием и индивидуальностью модели, находя им на холсте свой пластический эквивалент, объединяя цвет и форму в одно нерасторжимое целое. Кончаловский был счастлив, когда ему “удавалось схватить первоначальное свежее впечатление от натуры”, как правило, захватывающей художника и помогающей формировать замысел.
Молодая испанка Хулита Перекаччо, изображенная в ярком платье, казалось бы, спокойно сидит в плетеном кресле, положив руку на подлокотник. Но самый ракурс – вид сбоку, расположение фигуры по диагонали и поворот корпуса в три четверти, не только создает глубину пространства, но и придает образу внутреннюю динамику. Именно этот композиционный прием, а композицию Кончаловский считал “душой всякого произведения”, позволяет художнику соединить строгую гармонию и рвущийся изнутри темперамент.
В портрете все оправдано содержанием. Эмоциональное звучание создается не только пластикой мазка, фактурным разнообразием, но, прежде всего, насыщенным звучным колоритом. Яркость интенсивного цветового акцента платья вырывается из общей гаммы пульсирующего серого с сиреневым оттенком фона, еще больше обостряя образ.
У Кончаловского “краска не умирала в натуре, а перевоплощалась в нее”. В этом портрете художник не стремится к точному исчерпывающему по полноте анализу облика модели, а подчеркивает лишь те черты, которые кажутся ему существенными и важными. Оттенки настроения становятся не важны. Красивое загорелое лицо девушки дышит твердостью и уверенностью.
Устремленный из-под черных бровей взгляд, в котором отразилось ощущение исторической драмы, раздумье о судьбе своей родины и своей судьбе, поражает энергией и решительностью.
Исходя из собственной концепции создания образа, Кончаловский говорил: “Я вообще не люблю в портрете давать человека в быту, …я всегда стремлюсь открыть в нем общечеловеческое, потому что дорого не внешнее сходство, а художественность образа”. Так, получив новое бытие и обнаружив свою духовную сущность, образ испанской девушки Хулиты Перекаччо начал существовать в реальности, начал действовать на наше восприятие так, как действует все живое.