Шарден довольно редко обращался к жанру портрета, а если все же и портретировал кого-нибудь – то лишь близких друзей и знакомых. Кроме того, художник почти никогда не выставлял эти портреты как “собственно портреты”, чаще всего он старался найти какое-нибудь другое, “жанровое” название.
Так, например, портрет художника Жозефа Аведа, который вы можете видеть вверху, был показан в Салоне 1737 года под названием “Алхимик”. Эту картину весьма тепло встретили критики, сравнивавшие ее с работами Рембрандта. Фигуру “алхимика” Шарден написал в окружении самых любопытных предметов.
Тяжелый фолиант, песочные часы, чернильница – все эти детали действительно были бы под стать жилищу какого-нибудь чернокнижника или философа. Впечатление довершают причудливые бутыли, выстроившиеся на каменной полке за спиной Аведа. Заметим, что этот, условно говоря, “ранний” портрет – мастерски исполненный и весьма изысканный – не предвещает, при всем при том, дальнейшего развития Шардена в “портретном” направлении и, тем более, появления блестящей серии пастельных портретов.
Первый из них, показанный в Салоне 1771 года, потряс зрителей. Художник был к этому времени уже тяжело болен, и никто не думал, что его таланта хватит на новый, да еще столь сильный, всплеск. Один из тогдашних критиков изумленно писал: “С первой попытки Шарден проявил себя выдающимся мастером пастели”.
Последний пастельный портрет работы Шардена был показан в Салоне 1779 года, всего за несколько месяцев до смерти автора.