На портрете изображен родной брат художника, священник Петр Левицкий. Произведение написано в самый поздний этап творчества мастера, когда в прошлом остались слава крупнейшего отечественного живописца, руководство портретным классом Императорской Академии художеств, десятки учеников, активное участие в культурной жизни России эпохи Екатерины II.
Для портретов Левицкого этого периода характерны гладкая, “эмалевая” живописная манера, тяготение к немногочисленным локальным цветам, холодноватая объективность, некоторая отстраненность в восприятии модели. Нередко говорят, что в этом произведении Левицкий достиг почти рембрандтовской силы и глубины. Основанием для такого утверждения служат, с одной стороны, особенная человечность и проникновенность образа, с другой же – смелое и мастерское использование художником выразительных средств светотени.
Весь портрет погружен в глубокую, густую и одновременно прозрачную тень. Только обрамленное седыми волосами и бородой и изрезанное морщинами лицо с пергаментной кожей выступает из темноты. Глаза – когда-то голубые, а теперь словно выцветшие от времени – отражают все еще напряженную работу мысли.
Большая человеческая мудрость – вот итог этой долгой жизни. Легкое движение света и тени на лице и одежде, глубокая, теплая гамма красок усиливают впечатление от образа.