Если очень кратко определить различие голландского и фламандского искусства XVII века, то можно сказать, что в первом преобладают натюрморты, названные “обманка” благодаря реалистическим чертам и изумительной детализированности изображения, доведенной до иллюзорности, во втором – парадные портреты. Антонис Ван Дейк – ярчайший представитель жанра, мастер парадного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.
“Портрет рыцаря с красной повязкой” – один из лучших образцов творчества Ван Дейка. Композиционно он построен прекрасно: лицо модели – в центре горизонтали картины, в его повороте чувствуются энергия, сила и отвага, оно приковывает взгляд зрителя. Замечательно передана фактура и блеск лат рыцаря.
Портрет написан в тот период жизни, когда Ван Дейк творил необычайно легко, быстро и вместе с тем достигал идеальной проработки произведений.
В конце жизни стесненный в финансах мастер вынужден был писать слишком много, чтобы успевать делать это с полным художественным совершенством. С 1621 по 1627 он жил в Италии, проводя большую часть времени в высших кругах генуэзского общества. Многие представители аристократии стали для него моделями. Однако идентифицировать персонаж на этом полотне до сих пор не удалось.
Возможно даже, что это не портрет реального лица, а некая аллегория.