Отгремела Великая Октябрьская революция. В истории человечества открылась новая глава, писать которую были призваны исполненные веры и решительности энтузиасты-победители. Требовалось решать непростые задачи – отстраивать новое государство, налаживать новую жизнь и общественные отношения, создавать новое, отвечающее задачам эпохи, искусство. Все свои творческие силы, живописный опыт и пылающую душу отдал революции с первых ее дней академик живописи С. Малютин.
Хорошо известный в мире искусства еще дореволюционной России, он внес большой вклад в развитие советской живописи.
С. Малютин не просто писал картины, он также вел активную культурно-просветительскую и организационную работу. Среди прочих его достижений была и организация Ассоциации художников революционной России, созданной в 1922 году. За первый же год существования АХРР Малютин написал одну из самых значительных своих картин – “Портрет писателя Д. А. Фурманова”.
Великая эпоха требует соответствующих героев, людей нового времени. Д. А. Фурманов был именно таким – человеком, в образе которого неразрывно соединялись и дополняли друг друга ярый преданный своему делу революционер и писатель, представитель мира духовного, мира искусства. Фурманов был комиссаром легендарной дивизии Чапаева, написанию романа о котором он посвятил свое послереволюционное творчество.
Скромный и благородный человек, мужественный и храбрый воин, мудрый и талантливый писатель – таким увидел его художник. Таким он стремился показать его, работая над портретом писателя.
На момент написания картины Фурманову был всего тридцать один год. По-мальчишески светел и одухотворен молодой писатель: открытое лицо, добрые, глядящие в самое сердце, глаза. Серьезен, он сидит перед зрителем в спокойной, естественной позе, положив на колени портфель и зажав в правой руке карандаш.
Словно писатель всего несколько минут назад работал над романом и сейчас вновь вернется к творчеству. Теплая, скромная палитра цветов и оттенков, мягкие формы без резких очертаний и граней, композиционная уравновешенность – и перед зрителем раскрывается наполненный чистой гармонией образ.
В любом портрете главное – правильно расставить акценты. Для Малютина важной первостепенной задачей было привлечь внимание к лицу и рукам писателя. Художник восхищается гордо посаженной головой Фурманова с ясным открытым лбом, разлетающимися бровями, тонким овалом лица, красиво очерченным ртом и волевым подбородком.
Но восхищение вызвано не столько физической красотой, сколько скрывающимися за внешностью лирического героя мужественностью, непреклонной волей и твердой силой. Глядя на один только портрет и не имея возможности быть знакомым с Фурмановым лично, зритель непременно увидит человека с богатым внутренним миром, искреннего, чистого и героического.
Если лицо открывает зрителю Фурманова как творческую личность, то руки выдают в нем неутомимого рабочего и неустрашимого солдата. Тщательно выписанные широкие плечи, большие крепкие кисти рук способны держать не только карандаш, а, если потребуется, то и лопату, и винтовку.
Фон картины, накинутая на плечи шинель показаны художником обобщенно, сдержанно в плане колорита. И лишь яркая алая лента на груди приковывает к себе взгляд. Это – орден Красного Знамени.
Награда не случайно выделена Малютиным на скупом по цвету общем фоне – боевой комиссар Фурманов получил ранение на фронте, но работу над романом “Чапаев” не оставил.
К сожалению, судьба отмерила писателю короткую жизнь. Кто знает, какие великие произведения он бы еще написал, не уйдя из жизни в возрасте тридцати пяти лет?
Фурманов ушел из жизни спустя четыре года после написания портрета, в возрасте тридцати пяти лет. В памяти людей он останется скромным человеком, талантливым писателем и отважным комиссаром. Каким он был при жизни, каким запечатлел его Малютин.