“Портрет Пикассо” работы Сальвадора Дали – с одной стороны, язвительная сатира, с другой – дань уважения великому испанцу, которым Дали восхищался, несмотря на их многочисленные разногласия.
Дали увенчал Пикассо короной, словно вытесанной из грубого камня прибрежных утесов Кадакеса. Но массивная тиара парит в воздухе, не отягощая головы владельца. Пикассо здесь наделен женской грудью: на картинах Дали этот атрибут, как правило, указывает на антипатию, которую художник питает к персонажу.
В ложбинке меж обвисших, стекающих вниз грудей виднеется цветок эдельвейса, отбрасывающий четкую тень. Волосы Пикассо сплетаются в косицу, которая своей формой напоминает змею. Эта змея насквозь пронзает голову персонажа, выглядывая наружу из его рта. Голова гадюки оканчивается стилизованной ложкой, в которой лежит крошечная мандолина.
Дали придал “портрету” своего кумира и извечного соперника вид скульптурного бюста, водруженного на постамент. На цоколе скульптуры лежит одинокий красный цветок. Мандолина и цветок – символы искусства.
Пикассо оказал огромное влияние на Дали, и тот не мог не признать это влияние и не отдать испанцу дань уважения, несмотря на взаимонепонимание и сложные отношения двух великих художников ХХ века. Удивительно и забавно, но эта саркастическая аллегория имеет некоторое портретное сходство со своим прототипом.
Каким образом искаженная гримасой физиономия с пустыми глазницами, высунутым языком, бараньими рогами, уродливым выростом вместо носа может ассоциироваться с лицом Пикассо, – загадка, какими Дали не раз поражал и эпатировал зрителей. Но разгадка ее, несомненно, кроется в филигранной живописной технике мастера.