В 1908 году, во время судебного разбирательства по поводу обвинения Руссо в мошенничестве, художник, пытаясь поразить присяжных, объявил себя создателем нового жанра – портрета-пейзажа. Говоря об этом, он, прежде всего, имел в виду свой автопортрет, написанный в 1890 году и названный “Я сам, портрет-пейзаж”.
В этой работе живописец изображен стоящим на берегу Сены. Результат показался Руссо настолько впечатляющим, что он повторил этот прием в ряде других картин – например, в “Свадьбе”, 1904-05 . Впрочем, художник совершенно беспочвенно присвоил тут себе права первенства – портрет на фоне пейзажа существовал задолго до него. Но – что правда, то правда, – он в этот известный жанр привнес совершенно уникальные черты.
А работа в нем была почти вынужденной – зная свое неумение передавать портретное сходство, Руссо решил отвлечь внимание зрителя с помощью пейзажа. При этом найденный прием позволил художнику продемонстрировать своеобразное чувство юмора. Так, в “Портрете Пьера Лоти”, возникает забавная перекличка – сигарета, которую держит в руке писатель, как бы вступает в диалог с дымящей на заднем плане фабричной трубой.