Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870-х. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков.
Репин был одним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича для его галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры.
Третьяков внимательно относился к рекомендациям Репина по приобретению произведений других художников. В частности, после смерти И. Н. Крамского по совету Репина Третьяков приобретает у наследников художника ряд его произведений.
Репин писал Третьякову о продающихся картинах К. П. Брюллова, А. Г. Варнека, А. Г. Венецианова, С. Ф. Щедрина и др. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее “колоссальным, беспримерным подвигом”, а самую галерею “чудным памятником”. Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет, свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга.
Портрет, начатый в январе 1882, из-за занятости П. М. Третьякова писался И. Е. Репиным с большими перерывами, особенно после переезда художника в сентябре из Москвы в Санкт Петербург, и был завершен в 1883.
На портрете Третьяков изображен у себя в “доме картин”. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкой спинке стула. Павел Михайлович еще молод в репинском портрете – рыжеватая борода, карие глаза под соболиными бровями.
Строгое, иконописное лицо – истовое, самоуглубленное. Но не меньше лица интересна тут рука: изогнутые длинные пальцы, музыкантские, разомкнутые лежат на драповой ткани купеческого сюртука.
В 1889 с портрета были исполнены учениками Репина две копии – одна художником Т. К. Петрусевичем, другая В.-А. Г. Эберлингом. Копии находились в Московской городской думе и Московском купеческом банке.
Живописный этюд для портрета находится в ОХМ.