Ольга Хохлова – та тонкая нить, которая связала великого Пикассо с Россией. Пикассо познакомился с русской балериной, когда рисовал декорации для знаменитых “Русских сезонов” С. Дягилева. Привязанность к русской красотке была настолько сильной, что художник, не задумываясь, повел ее под венец.
“Портрет Ольги в кресле” принято считать отправной точкой короткого классического периода творчества Пикассо. Реалистичная манера, точность и изящность рисунка, портретное сходство – вот чего уже не ожидала увидеть публика после смелых “Авиньонских девиц” и других работ в стиле кубизма.
Патриотически настроенных зрителей работа расстроит – кроме главной героини ничего русского в портрете нет. Скорее здесь можно отметить томный испанский колорит – веер в руках, крупные цветы на обивке кресла. Однако загадочный глубокий взгляд, горделивая осанка, белая аристократическая кожа, нет-нет, да и приводит к мысли о загадочной русской душе.
Любопытным является игра объемов в работе – фигура Ольги в реальном объеме “наложена” на плоский фон, и от этого кажется, что героиня будто бы парит в пространстве.
Пикассо писал знаменитый портрет жены с фотографии, которая сейчас находится в музее Пикассо в Париже. Очень любопытно сравнивать эти два артефакта, так как можно с точностью отследить насколько схожи оригинал и картина, и наяву понаблюдать за тем, как мастер преобразовывал реальное пространство с помощью художественного языка.
Классическая манера портрета объясняется еще и тем, что Ольга Хохлова не признавала никакие художественные эксперименты и эстетику кубизма – она хотела, чтобы ее изображения имели портретное сходство.
Многие современники вспоминают, что в жизни балерина была не столь красива, одухотворенна и умна, однако, Пикассо, который смотрел на Ольгу влюбленными глазами, скорее всего, неосознанно прикрашивал будущую жену на полотнах, предлагая зрителю увидеть свою избранницу через призму его чувств.
Вот и на портрете она выглядит загадочно, гордо и где-то недосягаемо. К сожаленью, брак Пикассо с Ольгой оказался невечным, и спустя 10 лет в его картинах стал появляться образ новой музы, хотя официально мадам Пикассо перестала быть таковой гораздо позже.