Портрет Н. В. Гоголя – один из немногих портретов, написанных Ивановым. Художник долго присматривался к облику этого высоко чтимого им человека. В том же году, когда был написан портрет, Иванов присутствовал при чтении Гоголем его комедии “Ревизор”, которое происходило в доме княгини Зинаиды Волконской в Риме.
Художник делился с отцом своими впечатлениями: “С некоторыми русскими приезжими я знаком. И в особенности с лучшим нашим литератором, с Н. В. Гоголем. Это человек необыкновенный, имеющий светлый и высокий ум и верный взгляд на искусство… Как поэт, он понимает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их.
Словом, человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства”.
Художник без труда улавливает портретное сходство – характерный длинный тонкий нос Гоголя – предмет насмешек самого писателя, его прямые волосы. Ивановский Гоголь благодушен, спокоен, задумчив. В этом застенчивом человеке трудно представить гениального сатирика, творца “Ревизора” и “Мертвых душ”.
Розовый полосатый халат, в котором изображен писатель, лишь добавляет его образу простоты и тихой интимности.
Сам Гоголь был не слишком доволен своим изображением. “Там я изображен, как был в своей “берлоге”, – писал он позднее, – “забулдыгой”, “в халате””.
Впоследствии этот портрет был преподнесен писателем поэту В. А. Жуковскому.