Одним из первых больших портретов Брюллова было изображение музыканта М. Ю. Bиельгорского в 1828 году. Композиция портрета Виельгорского отмечена чертами декоративности. Повышенно ярко звучит колорит портрета, в котором господствует красный цвет халата, подбитого голубым шелком, – приподнято-театральна поза музыканта, торжественным жестом проводящего смычком по струнам виолончели.
Но сквозь все условности портрета прорывается живое чувство вдохновения, объявшего сердце музыканта. В его облике еще ощущается та напряженность внутреннего мира, которая отличала ранние портреты Брюллова. Сдвинув брови, сжав губы, Виельгорский внимает звукам виолончели.
Но уже есть какая-то суровая сдержанность в выражении его лица, которую подчеркивает туго стянутый на шее платок.
Исчезла непосредственность порывов ранних портретов Брюллова. Их сменила серьезность человека, умудренного жизненным опытом. Брюллов остался удовлетворенным портретом, о чем сообщил своему брату-наставнику – Федору Брюллову. “Я уже написал портрет графа Вильегорского, сего редкого гения в музыке, масляными красками;портрет коленный в рост с виолончелем; вышел не дурен” “. Высокую оценку дал также ему М. Ю. Виельгорский. “Матвей Юрьевич Виелигорский приехал, говорит, что портрет его, которой Карл написал, есть Совершенство, что это неисчерпаемый гений” “, – писал Федор Брюллов брату Александру. Матвей Юрьевич Виельгорский, искусный виолончелист, ученик Бернгарда Ромберга, устраивал у себя квартетные собрания.
Принимал участие в учреждении Императорского русского музыкального общества.
Автор немногочисленных пьес для струнных инструментов, для одного и для двух виолончелей и пр. Завещал санкт-петербургской консерватории свою ценную нотную библиотеку Декабрист Михаил Лунин, один из блестящих исполнителей Бетховена, так вспоминает об игре Матвея Юрьевича: “Матвей послал за своим инструментом и стал играть. Вот это была музыка.
Мы не знали, где мы, на небе или на земле: мы забыли обо всем на свете”.
У Матвея Юрьевича не было своей семьи, и он помогал старшему брату в воспитании его детей. Михаилу Юрьевичу не свойственен был практицизм, он был анекдотически рассеян, и Матвей Юрьевич вел хозяйственные и финансовые дела семьи. У него была редчайшая коллекция струнных инструментов: пять из них – работы Страдивари.