Картина художника Сандро Боттичелли “Портрет мужчины с медалью Козимо Медичи Старшего”. Размер картины 57,5 x 44 см, дерево, темпера. Наследие кардинала Карло де Медичи.
Боттичелли использует здесь новый тип портрета. Свою модель художник представляет в фас, полуфигурно, на фоне неба и пейзажа.
Такое построение идет от нидерландской живописи XV века, близкая композиция есть у художника Ханса Мемлинга. Она дает большие возможности для раскрытия психологической значимости образа. Идеализируя портретируемого, смягчая черты его лица, Боттичелли вместе с тем отмечает его индивидуальные особенности: ясность взгляда, твердость складки рта, четкость контура лица.
Акцент делается на передаче внутренней жизни. Интенсивность ее отражена в скрытой напряженности лица и в жесте рук, с нервным усилием держащих медаль.
Красное и черное в костюме изображаемого создают сильный цветовой аккорд. Эмоциональный подтекст в композицию вносит и окружающее фигуру пространство с высветленным небом и извивающимися линиями пейзажа. Исследователи творчества Боттичелли высказывали множество предположений по поводу того, кто изображен на “Портрете мужчины с медалью Козимо Медичи”.
Согласно одной из гипотез, опирающейся на физиономическое сходство между автопортретом Сандро Боттичелли в “Поклонении волхвов” и моделью этой работы, здесь представлен брат художника Антонио, который изготовлял медали для семьи Медичи.