Фаюмский портрет – настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас “живые” облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.
Свое название портреты получили по области Фаюм, расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей.
В 1887 австрийский исследователь Египта Теодор Граф составил большую коллекцию портретов, скупая их у воров, разорявших древние гробницы.
После публикации данных о коллекции в монографии немецкого египтолога Моритца Эберса в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения. Эти портреты укладывали на лицо человека после смерти и закрепляли погребальными пеленами, в которые оборачивали набальзамированные тела. Коллекции Фаюмских портретов хранятся во многих музеях мира, в том числе в Москве в ГМИИ им.
А. С. Пушкина.