До нас дошло восемь портретов, которые с достаточной уверенностью можно назвать работами Яна ван Эйка. Добавим к ним. еще несколько произведений этого жанра – сомнительных в этом смысле. Самый ранний из доказательно атрибутированных – “Портрет молодого человека”, датируемый 1432 годом.
На его раме читаются загадочные слова: “На память”.
Картина написана художником в 1432 году маслом по доске. Это поясное изображение некрасивого, тихого человека, устремившего в пространство взгляд, лишенный определенного выражения. Однако длительность, чистота, задумчивость и нефиксированность этого взгляда дают почувствовать, что портретируемый исполнен скромности и благочестия, чистосердечно открыт миру.
Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Он обладает двоякой направленностью; можно сказать, что внешний мир, проникая сквозь глаза Тимофея, претворяется в новое качество – во внутреннюю сферу человека. А вместе с тем, как луч, попавший в другую среду и преломленный ею, он не теряет при этом своей природы.
Взгляд Тимофея утверждает и сопричастность его мирозданию и наличие в нем глубокой духовной жизни. Мы ничего не знаем о ней определенного, но мы чувствуем ее, и не случайно глаза на портретах ван Эйка чаще всего имеют оттенок неразрешимой для зрителя загадочности.
Позднейшая картина из указанного ряда относится к 1439 году. Это портрет жены художника, Маргареты. Надпись на раме сообщает, что модели в это время было 33 года.
Кстати, это единственный из известных нам женских портретов ван Эйка, что, впрочем, не свидетельствует о его женоненавистничестве, – просто остальные женские портреты, на которые указывают разные источники, не сохранились.
Композиционно все портреты ван Эйка построены одинаково. Ярчайший пример такой композиции – “Портрет кардинала Никколо Альбергати”, ок. 1432 . Ван Эйк всегда писал, человека по грудь, с повернутым в три четверти лицом, на “сплошном.” фоне.