Портрет Маркизы Бригитты Спинолы Дории исполнен Питером Паулем Рубенсом в 1606 году. Писалась работа в Генуе маслом на полотне, масштаб которого составлял 152х99 см, что, соответственно можно отнести к работе “в полный” рост. Полотно является парадным изображением Бригитты Спинолы, дочери Дж.
А. Дориа – адмирала генуэзского флота. И так, портрет с акцентом фламандской школы живописи, имеет четко выстроенную композицию. Основной упор, как и всегда, художник сделал на материальное окружение и ярко-выраженную добротность “материи”, с которой работал.
В частности, “материей” предстала сама Бригитта, а Рубенс изображал свою натуру в том свете и представлении, какими явилась девушка опытному взгляду. Девушка выполнена весьма реалистично, что отвечало канонам классицизма, когда репрезентативный характер письма стал основой написания живописных полотен. Здесь удачно объединены и интерьер, и архитектурные формы, и пышность убранства, и роскошь одежды Бригитты.
В отличие от привычных, ставших именем нарицательным, “рубенсовских женщин”, эта – просто “ангел” и прелесть естества и юности.
Подкупает зрителя то, с каким усердием художник прописал нюансы одежды красавицы. Каждая складка “дышит” и ломается под тяжестью ткани. Объемная и плотная парча обрамляет руки девушки, превращая их в глянцевые скульптурные детали. Идеальный пошив и покрой говорят о мастерстве модисток, пошиваемых одежду при дворе. Румянец на щеках Бригитты играет лазоревыми кругами, кожа напоминает тонкий фарфор.
Несмотря на чопорность и весь “гламур” девушка кокетлива, и в глазах ее мерцает что-то дьявольски-озорное. Полуулыбка скрывает настоящий веселый нрав и игривость.
Наравне с собственной веселостью положение заставляет держать и строгую осанку, и прятать эмоции под маской, и носить тесный корсет, и укладывать волосы в сложную прическу. Разбирая на составные части костюм Бригитты, сложно не заметить фрезу – этот огромный воротник в виде жернова вокруг шеи. На его фоне голова прелестницы кажется миниатюрной, что было модным в XVII веке! Надо же, мода на размер головы… Каждый слой фрезы Рубенс прописал с ювелирной точностью, выписывая складки и вышивку по краю.
Цвет полотна, по общему восприятию, кажется очень мрачным. Зато девушка выгодно контрастирует с темным пространством. Такая находка принадлежала Караваджо и использовалась последователями в своих полотнах – игра света и тени, появление значимых деталей из полутьмы, таинственная атмосфера покоя…