Дени Дидро, самый яростный критик Буше, не раз нападал на мастера за то, что он слишком любит “писать девушек”. “И каковы же эти девушки? – возмущается Дидро. – Изящные представительницы полусвета”. Действительно, Буше мало задумывался о “моральной” стороне своих работ. И писал обнаженных женщин не только в виде богинь и нимф, но довольно часто изображал вполне земных одалисок.
Например, в этой картине он создает откровенно чувственный образ. Молодая девушка, почти подросток, лежит, раскинувшись, на софе. Буше окружает юную красавицу самой утонченной роскошью. Мягкие подушки, драпировки, курильница для благовоний – все это создает атмосферу чувственной неги.
Зритель, между тем, сразу же понимает, что героиня полотна попала в такую обстановку совсем недавно и еще не успела к ней привыкнуть. И эта “свежесть” должна была придавать девушке еще большее очарование в глазах “развращенных аристократов” XVIII столетия.
Предполагается, что для этой картины Буше позировала Луиза О’Мерфи, дочь сапожника-ирландца. В четырнадцать лет девушка начала работать моделью, а уже вскоре привлекла к себе внимание Людовика XV, и он сделал ее одной из своих любовниц. Не остался равнодушен к прелестям Луизы и знаменитый Казанова, назвавший ее “белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий”.
В заключение заметим, что картина “Лежащая девушка” пользовалась огромным успехом – Буше даже пришлось написать с нее несколько копии.