Картина французского живописца Жака Луи Давида “Портрет мадам Рекамье”. Размер портрета 173 x 243 см, холст, масло. В своих картинах конца 18 столетия Давид не только выразил духовный императив своего времени, но и утвердил новый стиль.
Один из его современников писал: “Скульпторы, граверы, архитекторы только и думали, как перенять его манеру.
Мебель, одежда, декорации, ткани – все подлежало изменению согласно новым вкусам и новому стилю”. Новый стиль, то есть ранний стиль Империи во всей его изначальной простоте, представляет портрет обольстительной и беспокойной жены и дочери банкира мадам Рекамье, заказ на портретирование которой Давид получил в 1800 году. Декор в этой картине воссоздан с неспешной и взвешенной продуманностью всех элементов нового стиля. Канапе, скамеечка, светильник были специально изготовлены и уже потом перенесены в картину.
В работе со своими моделями Давид больше всего времени тратил на написание головы и прически.
Аксессуары, возможно, исполнены Энгром, который в то время был учеником в мастерской Давида. Одежда мадам Рекамье, с минимумом простых текучих складок, кажется намеренно незаконченной. Весь фон выполнен очень бегло, широкой кистью, сквозь мазки которой кое-где просвечивает белый грунт.
Это впечатление крайней обобщенности, ставшей типичной чертой в исполненных Давидом портретах, на самом деле заключает в себе много смысла и особую красоту. Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам ток жизни, будто пронизывающий все полотно.
Естественность сочетания босых ног мадам Рекамье и небрежно струящейся туники создает впечатление вечной красоты изображенной двадцатитрехлетней женщины. Исполнилось желание мадам Рекамье – стать неувядающей нимфой, и она действительно ею была, когда спустя годы очаровала и увлекла великого французского писателя виконта де Шатобриана.