Еще одним новым, что внесли 1920-е годы в портретное творчество художницы, была тема театра. Работы, связанные с ним, как и произведения “крестьянского” цикла, оставили ее имя в истории русской живописи первой четверти XX столетия. Не известен повод для появления этой темы – был ли это вначале чей-либо заказ или увлечение под воздействием соседей, завзятых балетоманов Д. Д. Бушена и С. Р. Эрнста, а также то, что старшая из девочек, Тата, с зимы 1921 года начала профессионально заниматься балетом.
Уже в январе 1922 года Екатерина Николаевна сообщала сыну: “Вообще [в] эту зиму мы окунулись в балетный мир.
Зина рисует балерин раза три в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует… и два раза в неделю Зина ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы”. В том же 1922 году появились “Портрет балерины Л. А. Ивановой в костюме исполнительницы pas de trois из балета Н. Н. Черепнина “Павильон Армиды”, “Портрет М. Х. Франгопуло”, “Портрет Е. А. Свекис”, “Портрет балерины А. Л. Даниловой в костюме для балета Н. Н. Черепнина “Павильон Армиды””. Молоденькие актрисы изображены в костюмах персонажей балетов: Свекис – из “Спящей красавицы”, Франгопуло – из “Карнавала”, Иванова и Данилова – из “Павильона Армиды”.
В соответствии со своим характером и особенностью роли, они позируют, стоя или сидя, как бы готовясь к предстоящей роли в спектакле. Юные, большей частью, очень красивые, прекрасно сложенные, гордо держащие головы на высоких шеях, балерины уже познали радость успеха, окунулись в волнующую атмосферу театральных кулис. Полные сознания своей девичьей прелести, грациозные и женственные, они то спокойны, то – чуть стеснительны.
Сдержанна и изысканна в своем бело-зелено-лиловом наряде, спроектированном Бенуа для балета “Павильон Армиды”, Александра Дионисьевна Давыдова, в те годы солистка Академического театра оперы и балета. Пытливо, с немым вопросом смотрит на зрителя своими огромными карими глазами Лидия Александровна Иванова – в пышном красном платье, украшенном крупными жемчужинами, также созданном по эскизам Бенуа. Доверчиво глядят полные затаенной страсти глаза Мариэтты Харлампиевны Франгопуло.
Она дивно хороша в перламутровом восточном балахоне.
Работы выполнены пастелью; как позже писала дочь Татьяна Борисовна, “в своеобразной, только ей присущей манере, используя пастозность наложения, легкую штриховку и растушевку. По плотности цвета, лаконичности и строгости рисунка эти произведения не уступают работам, исполненным маслом”. Все упомянутые портреты и ряд других были экспонированы в том же 1922 году на выставке “Мир искусства” в Петрограде.
Они имели широкий резонанс, очень понравились Сомову, записавшему в дневнике: “Я уговаривал Зину сделать большую балетную портретную картину по этюдам, которые я видел!”. Вероятно, этой задаче были подчинены работы последующих лет.