Мария Алексеевна Дьякова – дочь обер-прокурора Сената, Алексея Афанасьевича Дьякова и Авдотьи Петровны, урожд. княгини Мишецкой.
Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, проникнут чувством глубокой симпатии автора к своей модели. Обаяние и привлекательность, острый ум и отзывчивое сердце молодой женщины делали многих ее друзьями, поэты посвящали ей стихи. Романтична история ее замужества. Знакомство с Н. А. Львовым вскоре перешло в трогательную взаимную любовь Дьякова не получила согласия родителей на брак: жених был беден. Они обвенчались тайно в 1779г. и первое время вынуждены были скрывать это.
Позже, родители узнали и благословили брак в 1783. Семья Львовых жила дружно и счастливо. У них было пятеро детей.
Дом Львовых являлся одним из средоточий духовной и культурной жизни Петербурга. Две сестры Дьяковой были замужем: младшая, Дарья Алексеевна, была женой Г. Р. Державина, другая, Александра Алексеевна – женой В. В. Капниста, поэта и выдающегося драматурга. Постоянным участником встреч, происходивших в этих домах, был и Левицкий.
Портрет Дьяковой принадлежит к числу лучших произведений живописца, в нем с новой силой воплотились творческие идеалы художника, нашедшего чрезвычайно удачную для этого модель. Как и другие произведения камерного стиля Левицкого, портрет Дьяковой решен очень скупыми средствами, без каких-либо прикрас, способных отвлечь внимание зрителя.
Вместе с тем художник отнюдь не склонен повторять один и тот же трафарет композиционной схемы, одинаковое расположение фигур, однородные колористические сочетания. Почти неуловимыми различиями в наклоне головы, изгибе шеи, движении плеч он придавал каждому персонажу самостоятельную позу, сохраняя при этом ее живость и естественность; то же происходило с костюмом, прической, украшениями, деталями – всегда неповторимыми. Художник, мобилизуя свою изобретательность и ресурсы живописца, добивался в каждом случае новых комбинаций, сходных только своей жизненной убедительностью и психологической точностью.