Мастерство Репина-портретиста поражает богатством и разнообразием созданных художником образов. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры, изменению композиционных, колористических, световых эффектов, эмоционального строя портретов. Он всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живопись свойствам характера и стилю поведения модели.
Личность Александра Порфирьевича Бородина привлекала художника особенно. С одной стороны – талантливый композитор, Бородин был членом знаменитой “Могучей кучки”, в круг которой Репина, страстно любившего музыку, ввел В. В. Стасов. С другой – известный в Европе ученый-химик, автор более 40 научных трудов, один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов.
Постоянное стремление к самоусовершенствованию, к познанию всего нового, причастного к широчайшей сфере творчества, влекло Репина и к миру науки. Он был не только знаком с ученым, но интересовался его профессиональной деятельностью: посещал публичные лекции, бывал в лабораториях, операционных залах, собирал и хранил книги, на многих из которых стояли дарственные надписи. “Портрет А. П. Бородина”, подобно “Портрету М. П. Мусорского”, звучит как реквием на смерть великого человека. Бородин умер скоропостижно, от сердечного приступа, в 1887 году. Изображенный стоящим возле массивного ствола колонны, композитор погружен в состояние глубокого внутреннего созерцания.
Репин строит композицию портрета на торжественном ритме мощных вертикалей и чередовании звучных аккордов черного, белого и красного цвета. Во всем образном строе произведения звучит то русское богатырское, эпическое, что и есть в первую очередь “бородинское” в музыке. Автор оперы “Князь Игорь” и двух симфоний, Бородин воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты.