Выдающийся живописец, график и портретист Валентин Александрович Серов по праву считается великим мастером, так называемой, живописи нового реализма. Его полотна отличает особое соотношение света и тени, игра с цветом и подбор сложной оттеночной гаммы.
Особенно значительны и масштабны произведения Валентина Серова в жанре портрета. Примером тому может являться такая работа художника, написанная им в 1903 году, как “Портрет князя Ф. Ф. Юсупова”.
“Портрет князя Ф. Ф. Юсупова” рождает мысли о красоте и величии, создает образ высокого человека, притягивающего своей силой и непоколебимой внутренней уверенностью.
Контрастное решение полотна придает работе выразительность и дополнительное ощущение торжественности. Прямая фигура князя верхом на коне подчеркивает положение и статус человека, принадлежащего к аристократическому роду и высокому военно-кавалерийскому чину.
Для создания картины Серов выбирает самый яркий и благородный белый цвет. Этот цвет присутствует как в решении основных образов, так и в прорисовке деталей. В целом, портрет получился сдержанным, без излишеств, вычурной роскоши, без чего бы то ни было пошлого.
Вытянутые, подчеркнуто прямые линии, устремленные вверх, заражают своей энергией силы и выдержки. Фигура князя излучает твердость, непоколебимость и решительность. В его взгляде не встретишь сомнения и неясности.
Портрет вышел монументальным, точно этот образ высечен из камня. Это впечатление усиливают оттенки белого цвета, напоминающего мрамор.
Портрет князя исполнен мужества и военного блеска. Контраст, используемый в создании данной картины, придает изображению отчетливое звучание. Кроме того, контрастное сочетание черного и белого – это классическое сочетание, необходимое, чтобы подчеркнуть силуэтный рисунок, еще раз обратить внимание на достоинство фигуры, ее незаурядность и заслуженное величие.
“Портрет князя Ф. Ф. Юсупова” в настоящее время можно увидеть в коллекционных запасниках Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.