Портрет находился в кабинете дома князя Ф. Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльстон в Большом Харитоньевском переулке в Москве, реконструированном и декорированном в конце XIX века по проекту архитектора Н. В. Султанова. Княгиня, дочь князя Николая Борисовича Юсупова и княгини Татьяны Александровны, урожденной графини Рибопьер, последняя в роде Юсуповых. Владелица огромного капитала, обширных земель, дворцов и художественных собраний.
Замужем за графом Ф. Ф. Сумароковым-Эльстон.
С 1891 года Зинаида Николаевна и ее муж получили право именоваться князьями Юсуповыми графами Сумароковыми-Эльстон. З. Н. Юсупова занималась благотворительной деятельностью: на ее средства был сооружен Римский зал Музея изящных искусств в Москве.
Современники отмечали, что “маркиза нашего времени” княгиня Юсупова была не только “совершенным типом очаровательной светской женщины”, но и идеальным выражением национальной красоты. Артистизм княгини, развитый любительскими благотворительными спектаклями, которые давались в театре в усадьбе “Архангельское”, придворными маскарадами и костюмированными приемами в московском доме, производил особое впечатление, когда она облекалась в национальный наряд и исполняла русский танец.
Будучи фрейлиной императрицы Марии Федоровны, Юсупова носила придворное платье в русском стиле, введенное императором Николаем I, театральные и маскарадные русские костюмы, в которых запечатлена на фотографиях 1890-1900-х годов. В стилизованном русском костюме она блистала на знаменитом бале-маскараде в русском стиле 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце. “Княгиня была очень красивой женщиной, она обладала такой замечательной красотой, которая остается символом эпохи”, – писала испанская инфанта Элима.
Юсуповы уехали из России в апреле 1919 года и поселились в Риме. В эмиграции Зинаида Николаевна участвовала в работе общества Красного Креста: организовала бесплатную столовую для неимущих соотечественников, “бюро приискания работы” и белошвейную мастерскую.