Тропинин первым из русских художников занялся кропотливым исследованием мира детства. Он создал целую галерею детских образов. Это неудивительно – художник, культивировавший “натуру” в своем творчестве, не мог пройти мимо детской непосредственности и чистоты, в возвращении к которым сентименталисты видели возможность спасения погрязшего в бесплодной взрослости общества.
Детский взгляд на вещи, не искаженный стремлением к неправедному “устройству” собственной жизни, представлялся для них неким эталоном. Вообще, вся философия Просвещения построена на идее “возвращения” – к природе, “детскости”, естественности.
Тропинину была близка эта позиция, оттого-то его многочисленные детские портреты столь проникновенны и нежны. Он писал детей с животными, игрушками – кстати, это тот самый князь Оболенский, который впоследствии обнаружил в меняльной лавке потерянный тропининский “Портрет Пушкина”), с музыкальными инструментами ).