“Клерикал” – один из самых блистательных портретов Альбретха Дюрера. Неизвестно, кто был прототипом изображенного на портрете, искусствоведы много спорили и предполагали, но к единому мнению не пришли. Поэтому мы разберемся только в терминах и художественных достоинствах картины.
Клерикал человек, считающий, что религия должна играть основополагающую роль в политической и духовной жизни общества. Альбрехт Дюрер изобразил клерикала с неистовым выражением лица. Ни размышления, ни одухотворенности – только упорная вера.
Свое предназначение он видит в защите интересов церкви и в этом он непоколебим.
В этот период в обществе росло брожение, народ был недоволен распространением индульгенций, которые продавались и считались отпущением грехов. Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои “95 тезисов”, в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций, что и послужило началом Реформации.
Дюрер интуицией художника почуствовал и изобразил не просто клерикала – твердыню. Обратите внимание на его мощный упрямый подбородок и волевое выражение лица. Он не отступит и не уступит.
Реформация уже на пороге, впереди жестокая и беспощадная борьба…
Композиция картины проста и цветовая гамма сдержанная, черное одежда на нейтральном фоне подчеркивает ярко освещенное лицо. У неизвестного клерикала красивые рыжеватые волосы, но все внимание привлекают глаза с очень темными зрачками, в них все тонет – и мысли, и надежды… Только непреклонность.
Удивительно не то, что Дюрер сразу постигал психологию человека, а то что он он умел выразить это на холсте. И через века до нас доходит и замысел художника, и сущность его работы. Поэтому Альбрех Дюрер гениальный художник, а портрет “Клерикала” один из его шедевров.