По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. “Он платил немного денег деревенскому парню, – вспоминал Пачеко, – который охотно позировал ему за это. Веласкес без конца мог рисовать голову этого парня, как и головы всех подряд местных жителей. Он рисовал углем и белым мелом на синей бумаге и всегда стремился к тому, чтобы достичь портретного сходства”.
К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Впрочем, последнее связано не с досадными потерями, а с особенностями художественной работы Веласкеса.
В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки “по ходу дела”.
Что же до сохранившихся рисунков, то они в который раз демонстрируют выдающееся мастерство художника. Характерно – они выполнены черным мелом широкими мощными штрихами, живо напоминающими знаменитые мазки кисти Веласкеса. Вверху представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа.