С небольшого полотна на нас смотрит обаятельная немолодая женщина с удивительно живыми глазами. Ее рот тронула скупая улыбка. Темные волосы и платье на темном же фоне акцентируют внимание зрителей именно на этом полном скрытого очарования лице. “Задумчиво, внимательно взирает супруга Питера Пауля.
Позади полтора десятка лет совместной жизни, полные встреч и разлук, радостей и разочарований, ожиданий.
Она знает все о своем муже. И его силу, и его слабости. И круговерть придворной суеты, от которой не уйдешь.
Она видела минуты его безысходной усталости и отчаяния от ощущения убегающих по-пустому дней жизни. Она чувствовала ход этой чудовищной машины государственности, одним из колесиков которой был ее великий и порою такой беспомощный муж… ….
Она видела эти залитые сургучом пакеты, сердцем ощущала ненависть ко всем этим письмам, к долгим-долгим поездкам супруга… Как боялась, как ждала его одинокими ночами! Ждала и мучительно думала. Зачем все эти метания по странам Европы ее мужу – великому живописцу?
Почему он не с ней, не с детьми, не со своими полотнами? Все-все видела госпожа Рубенс.
Все. … но ведал ли Рубенс, что зловещая чума унесет его Изабеллу? ” “Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую.
Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей-забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе.”