Весной 1512 года император Священной Римской империи Максимилиан I Габсбург посетил в Нюрнберг, где он познакомился с Альбрехтом Дюрером.
Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора – “Триумфальной аркой”, монументальной ксилографией, составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществленная в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены.
Максимилиан I стал главным покровителем художника и назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год. Однако финансовые трудности императора не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером.
В 1518 году, в Аугсбурге было заседание Сейма. Максимилиан призвал Дюрера в Аугсбург, чтобы художник написал его портрет. Дюрер встретил императора в замке и сделал карандашный рисунок.
12 января 1519 года император умер и Дюрер затем использовал свой рисунок в качестве основы для ксилографии и двух живописных портретов, один в технике темперы и другой маслом.
Это парадный портрет, где император изображен в три четверти на зеленом фоне. По традиции фламандской живописи его руки лежат на невидимом парапете, совпадающим с нижней границей картины. В левой руке Максимилиан I держит большой гранат – символ Священной Римской империи.
В верхней части картины изображен герб Габсбургов с двуглавым орлом и длинной надписью заглавными золотыми буквами, повествующей о деяниях императора.
Привлекает внимание аристократическое лицо, император был большим знатоком и ценителей искусств, знал фламандский, французский и английский языки, а в молодости обладал такой физической силой, что о ней ходили легенды. Он был очень хорошим турнирным бойцом. Правление Максимилиана имело большое значение для развития Австрийского государства, он развернул широкую программу преобразования системы государственного управления страны.
Элегантная одежда с широким меховым воротником и темная шляпа широкими полями выписаны художником с поразительным мастерством. Обратите внимание на выражение лица – сколько в нем достоинства и ответственности.