Портреты Валентина Александровича Серова отличаются внутренним своеобразием и техникой воплощения. Использование разнообразных художественно-изобразительных средств позволяют художнику создавать портретные изображения, отличающиеся оригинальностью и самобытностью.
“Портрет графини В. В. Мусиной-Пушкиной” написан в 1895 году. Портрет создан с помощью пастели. Картина находится в коллекционном фонде Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Образ графини на портрете благодаря использованию пастельной техники как будто слегка задымлен, смягчен и нерезок. Обрезанная композиция полотна создает впечатление фотографического кадра, ощущение застывшей действительности.
Графиня изображена в строгом черном платье на фоне голубых оттенков, начиная от выбеленных до более насыщенных легких цветовых сочетаний. Портрет написан пастелью, что привносит в полотно определенное ощущение воздушности, прозрачности, внутреннего свечения. Для заднего плана характерен плотный орнаментальный рисунок.
Подобный цветочный орнамент обрамляет фигуру графини, напоминая красивую камею, которая призвана украсить и подчеркнуть выразительные черты ее молодого свежего лица.
Тонкий белый рисунок орнамента на фоне проступает точно хрупкая нить узоров на заснеженном окне. Этот сложный причудливый орнамент собирает воедино пространство картины, сглаживая и растворяя строгие линии окружающих предметов, поглощая собой все вокруг наподобие туману, такому же призрачному и готовому раствориться и вот-вот исчезнуть.
Пастельная техника придает полотну состояние матовости, как будто стершихся, старинных, но приятных красок. Фигура графини, облаченная во все черное, сглаживается, смягчается нежным тоном пастели цвета неба. Кроме того, глубокий, насколько это возможно достичь средствами пастели, черный цвет платья подчеркивает мраморный оттенок лица графини.
Таким образом, все внимание преимущественно сосредотачивается на взгляде графини В. В. Мусиной-Пушкиной, тех чувствах и переживаниях, которые он таит в себе. Личность графини, ее мысли, ее дыхание скрыты от нас.
Плотный черный цвет закрывает от нас этот столь живой и открытый взгляд. Выражение лица графини довольно сдержанно, губы плотно сжаты, сквозь все эти черты проступает ощущение отстраненности, некоторого высокомерия и недосягаемости. И, возможно, совсем неслучайно подобраны оттенки голубого цвета. Голубой цвет – цвет неба. Этот оттенок усиливает это состояние отгороженности, эмоциональной закрытости и некоторой холодности чувств, подчеркивая уравновешенность душевных колебаний, твердость внутреннего состояния.
Картина точно транслирует состояние уверенности, интеллигентной, аристократической сдержанности, высокого общественного положения, состояния умеренности и отсутствия напрасных страстей и переживаний, усложняющих и огрубляющих жизнь.