“Портрет Генриетты Гиршман” – очередная, и как всегда, строго индивидуальная картина, которую автор дозировано “приправляет” иронической нотой, найдя в сюжете место и для себя. Работа над портретом длилась на протяжении года, и художник долго подбирал общее композиционное решение, с тем чтобы полнее раскрыть характер модели.
Серов изобразил героиню в незавершенном движении, когда она поворачивается к зрителю, снимая, или придерживая боа. Несмотря на эту деталь, импрессионистская составляющая здесь явно отсутствует.
Светская красавица, находящаяся в уютной домашней обстановке, которую должен был сделать более теплой интим будуара, излучает лишь холодное сияние, как и ее украшения на руке, согнутой с аристократическим шармом.
Это движение рук, как и все жесты моделей на портретах Серова, символично, и в этом случае, художник не только показал, что Генриетта утверждает ценность собственного “я”, но и сделал “полуехидный” намек на маневр женщины, предлагающей оценить ее лилейную руку, украшенную перстнями. При всем “холоде”, которым отдает композиция, светская красавица Гиршман слыла в обществе личностью доброжелательной, скромной, и Серов симпатизировал ей.
“Угрюмость” автора, отраженного в зеркале, и как всегда недовольного работой над очередным парадным портретом, нисколько не относится к личности модели, а является единичным случаем, когда Серов показал свое обычное состояние, сопровождавшее его во время выполнения подобных заказов.