Ненавязчивая поэтизация, не входящая в противоречие с манифестируемой верностью натуре, и особенная задушевность проходят красной нитью через все творчество Тропинина. Особенно ярко они дают о себе знать в женских образах, созданных художником.
Все его героини – очень разные, но есть нечто, что позволяет объединить эти картины в важнейший раздел тропининского художественного мира. Это нечто – то или иное выражение национального идеала женской красоты, тонко почувствованного художником.
При этом он нигде не угодничает, не льстит модели. Это доказывают два представленных здесь женских портрета Тропинина, – на обоих изображены представительницы одного социального слоя. Это – купеческие жены.
Московские купцы, недавние выходцы из народа, приобретшие к 1830-м годам определенный “просвещенный” лоск, были постоянными заказчиками художника.
“Портрет Е. И. Карзинкиной”, после 1838 , с его чувственной, почти осязательной радостью от прикосновения к красивым вещам, представляет героиню в русском национальном костюме, тем самым приближаясь к жанровому портрету, хотя мотивировка подобного изображения довольно прозаична – при Николае I мода на все русское настойчиво внедрялась сверху. “Портрет Е. В. Мазуриной” решен в ином ключе – его цель: скупыми средствами создать образ волевой женщины, привыкшей быть хозяйкой жизни, направлять и управлять.